Изменена: 19.10.2023
Автор: Андрей Рассамакин (CEO ИнфраМенеджер)
Проблемы или новые возможности? О чем стоит помнить при реализации проектов по импортозамещению и как воспользоваться сложившейся ситуацией для получения максимальной выгоды для будущего ИТ-отдела?
Сложившая ситуация вынуждает руководство компаний в экстренном порядке реализовывать проекты по импортозамещению. При этом, имеющие ресурсы, которые заменить будет крайне проблематично, становятся на вес золота, а их эксплуатация – объектом строго контроля. В данных условиях ИТ-отделу, с которого всегда был особый спрос, ничего не остается, как вновь стать примером для всех бизнес-подразделений и продемонстрировать лучшие компетенции в применение методик бережливого производства.
Сейчас перед ИТ-руководством стоит сложная задача. Необходимо:
-
осуществить оперативную замену большинства корпоративных систем и перевести компанию на отечественное ПО
-
собрать, постоянно контролировать и актуализировать данные об использовании и состоянии всех ИТ-активов
-
обеспечить непрерывную поставку ИТ-сервисов
-
поддерживать комфортные условия работы своих специалистов, нагрузка на которых значительно увеличилась
-
отстаивать интересы отдела перед бизнесом, в том числе финансовые
-
нести ответственность за бережливое использование всех имеющихся в компании ИТ-ресурсов
-
обеспечить безопасность и стабильность работы ИТ-инфраструктуры
ИнфраМенеджер Service Desk
Единый журнал регистрации инцинтентов и проблем для всех подразделений ИТ-службы. Официально российское ПО.
Запросить демо →И главная, на данный момент, проблема для большинства российских компаний и их ИТ-подразделений, что все это должно выполняться прямо сейчас и одновременно.
Именно поэтому, наша команда считает, что наиболее оптимальным решением, будет не только замена зарубежных ресурсов на отечественные, но и поиск решений, которые способны обеспечить реализацию всех текущих и стратегических задачи.
Сегодня у ИТ-подразделений появляется отличная возможность убить одним выстрелом двух зайцев:
-
С одной стороны, переход на отечественные системы для обеспечения стабильности работы в большинстве случаев неизбежен и в любом случае будет осуществлен. Поэтому на реализацию проекта с момента поиска подходящих решений до их полного введения в эскплуатацию придется выделить трудовые, временные и финансовые ресурсы.
-
С другой стороны, при правильном подходе к реализации проекта, выбору решений, можно не просто сменить системы, оборудование, поставщиков, а устранить имеющиеся проблемы и предотвратить новые. То есть совершить изменения, на которые раньше не было времени, финансирования и так далее. Ведь все это вполне реально реализовать в рамках проектов по импортозамещению.
Заметим, что наиболее остро проблемы контроля использования ИТ-ресурсов будут стоять у компаний, которые не успели выстроить эффективную систему управления своими активами до настоящего времени. Дело в том, тех наработок, которые использовались ранее и удовлетворяли самые базовые задачи, будет катастрофически мало для управления ИТ-активами и ИТ-сервисами. Задачи, на которые раньше можно было выделять больше времени, специалистов и финансов, например инвентаризацию, сейчас будет необходимо решать в срочном порядке, да еще и при остром дефиците всех возможных ресурсов.
Компаниям с давно подготовленным и работающим механизмом управления ИТ будет несколько легче, так как их основная задача – перенести все свои процессы, данные, настройки на новое решение с минимальными потерями, а лучшем случае вообще без них.
При реализации проектов по импортозамещению в ИТ-отделе на сегодняшний момент могут решаться следующие задачи:
-
Оперативный перенос всех имеющихся ИТ-процессов на новое решение, с сохранением всех настройки и интеграции со смежными системами
-
Внесение изменений в существующие процессы с целью их оптимизации и адаптации под текущие условия работы
-
Экстренное создание и запуск процессов учета и управления ИТ-активами
-
Формирование политики бережливого использования ИТ-ресурсов при сохранении текущего уровня качества ИТ-сервисов
-
Реализация проектов в минимально возможные сроки, без привлечения программистов и дополнительных трудовых и финансовых ресурсов
Стоит отметить, что указанные задачи были и остаются актуальными не только в рамках проектов по импортозамещению, но и для других проектов в управлении ИТ, например:
-
Внедрения систем ITSM и ITAM
-
Миграции с одного решения на другое
-
Оптимизации процессов для повышения их качества
ИнфраМенеджер – не просто отечественная ITSM-система, созданная командой экспертов по управлению ИТ и способная обеспечить быструю и безболезненную миграцию ИТ-процессов с действующего решения, в том числе зарубежного. Система создавалась как инструмент для комплексного подхода к управлению всеми видами ИТ-активов и максимально эффективного использования ресурсов ИТ-департамента.
Отличительными особенностями ПО «ИнфраМенеджер» являются гибкость и адаптивность, которые позволяют настроить процессы управления ИТ при любых исходных данных. Решение одинаково подходит для:
-
Средних и крупных компаний
-
Любой организационной структурой, включая распределенную
-
Любого уровня зрелости ИТ-процессов
-
Любых видов и специфики деятельности компании
За годы работы с различными компаниями, наша команда успела выработать собственную методику реализации подобных проектов, который не мог не отразиться на нашем решении. ITSM-система ИнфраМенеджер отличается высоким уровнем готовности к внедрению "из коробки" и содержит весь необходимый функционал для решения любых задач, связанных с управлением работой в ИТ-подразделении.
-
Service Desk для управления обращениями в службу поддержки, учета рабочего времени и нагрузки ИТ-специалистов.
-
Управление ИТ-активами для контроля за состоянием и использованием ресурсов ИТ-отдела, организации полноценного управленческого учета, включая автоматическую инвентаризацию и синхронизацию данных с бухгалтерский учетом, формирование отчетности.
-
Управление ПО для контроля использования лицензий и соблюдения лицензионной политики, обеспечения лицензионной чистоты, а также отслеживания сроков действия лицензий и планирования необходимости в продлениях, обновлениях и дополнительных закупках.
-
Управление ИТ-бюджетом и закупками, включая полноценную поддержку процесса с момента формирования потребности до ввода закупленных активов в эксплуатацию.
ITSM-система ИнфраМенеджер – полностью готовое решение, способное заменить зарубежные системы для управления ИТ, а которое также содержит все необходимые инструменты для решения задач по управлению ИТ-активами и ИТ-сервисами, в том числе в рамках импортозамещения.
Уже более года российский бизнес живет в новых реалиях: компаниям приходится отказываться от использования ИТ-решений международных вендоров и выбирать отечественные альтернативы. Требования законодательства стали серьезным стимулом для цифровой трансформации отечественных компаний, в связи с которой на российском рынке также произошли значительные изменения.
Первая волна импортозамещения в ИТ началась в середине 2010-х гг. Примерно с этого периода компании начали формировать российскую практику миграции с западных решений на отечественный софт. Весной 2022 года пошла вторая волна импортозамещения в ИТ-сфере. Уход многих западный ИТ-компаний, в большинстве, случаев, не оставил российскому бизнесу выбора, кроме как заново взглянуть на ИТ-решения от отечественных разработчиков.
Как же дается такая трансформация российским компаниям, разработчикам, интеграторам, руководителям ИТ-подразделений? С поиском замены информационных продуктов и систем, которые смогут поддерживать ИТ-процессы на должном уровне, столкнулись практически все компании. Импортозамещение ИТ-решений теперь является вынужденной мерой, тогда как еще пару лет назад о нем задумывались лишь крупные государственные учреждения.
Основной проблемой для бизнеса, который использовал иностранное ПО стало отсутствие вендорской поддержки. Компании, чья ИТ-инфраструктура была построена на продуктах западных поставщиков, покинувших наш рынок, больше не могут получить ни техническую, ни консультационную поддержку, при этом компетенций своих специалистов или интеграторов для полноценной поддержки внедренных решений в большинстве случаев не достаточно. При необходимости развития ИТ-инфраструктуры в компаниях, которые используют зарубежные ИТ-решения, могут возникнуть сложности, понизится качество управляемости организации. Еще одна сложность, с которой столкнулись отечественные компании – невозможность покупки обновлений и дополнительных лицензий. Стоит ли говорит о том, что в случае использования иностранного софта также возникают риски информационной безопасности компании и высокой вероятности блокировки используемых систем?
Дабы избежать проблем с использованием иностранного софта стоит обратить внимание, что на рынке присутствуют качественные продукты, которые могут заменить зарубежные аналоги и полностью выстроить инфраструктуру технического отдела и бизнес процессов всей организации. ITSM-система «ИнфраМенеджер» уже на протяжении более чем 10 лет, не только является российским аналогом западным ITSM-, ITAM-, SAM-решениям, но и позволяет управлять процессами импортозамещения в ИТ-отделах.