Бренд Zolla принадлежит компании Factor LLC и является крупнейшей торговой сетью, которую развивает компания. На сегодняшний день под брендом Zolla открыто более 400 фирменных магазинов, в более чем 180 городах России, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Основным фокусом компании Factor LLC всегда было развитие торговой сети, все в компании подчинено обеспечению бесперебойной работы магазинов, быстрому открытию новых торговых точек. С учетом широкой географии поддержка бесперебойной работы территориально удаленных друг от друга бизнес-единиц становится непростой задачей для служб, обеспечивающих эксплуатацию базовых сервисов магазинов — обеспечение и замена торгового оборудования, поддержка маркетинговых мероприятий, ИТ-сервисов.
К 2016 году ИТ-департаментом Zolla уже был накоплен определенный опыт централизации эксплуатационных служб на базе давно внедренной Service Desk-системы Astrosoft. Был реализован единый портал, в котором автономно работали все службы, получая и обрабатывая обращения сотрудников компании.
Система Astrosoft, однако, не давала возможностей расти дальше, двигаться к полноценному внедрению сервисного подхода к оказанию услуг по ряду причин — от банального снятия с поддержки производителем до отсутствия полноценной реализации каталога сервисов и редактора процессов. Это не позволяло ни гибко настраивать отдельные процедуры для разных эксплуатационных департаментов, ни сколько-нибудь серьезно автоматизировать рутинные операции.
«В 2016 году стало понятно, что для того, чтобы обеспечить требуемый уровень качества эксплуатационных сервисов для нескольких сотен магазинов, необходимо внедрять единую службу поддержки. Задача потребовала изменений к подходам в работе, как в организационном, так и в техническом плане. В компании на базе ИТ-департамента была образована единая первая линия поддержки, которая взяла на себя прием и обработку всех обращений от магазинов и сотрудников офиса по любым вопросам, связанным с текущей операционной деятельностью. Одновременно назрело решение и о замене морально устаревшей Service Desk системы. Решение в пользу ИнфраМенеджера было принято из-за нескольких ключевых факторов. В частности, нас заинтересовала методика анализа операционной статистики для выявления областей оптимизации процессов. Крайне важна была готовность системы поддержать управление всеми, не только IT, но и в общем эксплуатационными сервисами. Сейчас мы уже имеем прозрачные, соблюдаемые, понятные пользователям SLA во всех регионах».
Михаил Медведев, ИТ-директор компании Factor LLC»
При выборе новой системы автоматизации главными требованиями была возможность создать единое окно для обращения пользователей по всей территории России по ИТ, маркетинговым, кадровым, логистическим и административным вопросам:
Новая система должна была обеспечить возможность быстро изменять состав услуг по обеспечению торговых площадок, быстро перестраивать процессы по мере их реорганизации, в том числе с применением новых технологий.
Выбор был сделан в пользу ITSM-системы «ИнфраМенеджер» из-за следующих возможностей, предоставляемых «в коробке»:
Отдельным плюсом в пользу выбора данного решения сыграло наличие у компании-производителя обширных компетенций в части консалтинга по разработке каталога сервисов, проектированию и автоматизации процедур эксплуатации, включая даже уникальную на рынке методику расчета достижимых параметров качества (SLA) на базе методик бережливого производства и статистического анализа процессов Lean Six Sigma.
В рамках общего движения по повышению эффективности внутренней деятельности департаментов требовалось решить задачу по объединению в рамках одной системы нескольких задач ИТ-департамента: Service Desk, учет оборудования (магазинов), учет расходных материалов, взаимодействие с внешними подрядчиками при решении локальных проблем с оборудованием на точках.
Совместной рабочей группой проекта компаний Factor LLC и «ИнфраМенеджер» был спланирован проект, предусматривавший соответствующее поэтапное движение:
С внедрением системы в компании параллельно были реализованы и организационные изменения — одновременно с подключением следующих департаментов к работе в системе обеспечивалось и прохождение всех обращений в департамент через единую первую линию поддержки.
Единая первая линия поддержки для всех сотрудников организации обеспечивалась, таким образом, сразу несколькими инструментами:
В первые месяцы эксплуатации ITSM-системы для фиксации сроков обработки обращений пользователей по разным видам услуг использовался территориальный принцип, который позволил учесть часовые пояса и режим работы разных торговых площадок.
После полугода промышленной эксплуатации системы «ИнфраМенеджер» была накоплена статистика о процессах эксплуатации, анализ которой позволил рассчитать достижимые SLA (соглашения об уровне качества обслуживания, определяющие скорость и качество предоставления определенной услуги для пользователя или группы пользователей). Анализ проводился по собственной методике компании «ИнфраМенеджер» — «Четыре шага к будущему». «Четыре шага к будущему» — методика, согласно которой осуществляется сбор и анализ данных по выполнению заявок в различных разрезах с использованием средств статистического анализа. Теперь для разных услуг существуют выполнимые нормативы по срокам обработки различных обращений, а пользователи четко представляют себе, когда их потребность будет удовлетворена.
Такие нормативы повысили и самоорганизацию сотрудников служб эксплуатации, так как установили понятные правила работы.
Уже после запуска системы в промышленную эксплуатацию, в интересах департамента управления персоналом на портале «ИнфраМенеджер» были реализованы отдельные формы для запросов подбора кадров как на офисные позиции, так и в магазины (от линейного персонала до менеджеров). Для обеспечения сквозных процессов, сохранения единого окна по любым эксплуатационным вопросам для сотрудников, была настроена интеграция с кадровой системой E-Staff. Система «ИнфраМенеджер» формирует в системе E-staff вакансию, передавая туда все необходимые требования к новому сотруднику — от местонахождения до графика работы, требований к образованию и т.д. Формируется описание вакансии в формате HTML, которое может быть сразу использовано для поиска сотрудников на внешних ресурсах.
Это позволило сократить трудозатраты департамента управления персоналом, при этом обеспечив всех сотрудников компании актуальной и просто доступной информацией о необходимых и достаточных данных для поиска новых сотрудников.
В ходе проекта и дальнейшего развития системы после внедрения удалось: